Классификация моторных масел по ACEA

Классификация моторных масел по ACEA

Еще одна классификация моторных масел была разработана Ассоциацией европейских производителей автомобилей. Стоит отметить, что производители моторных жидкостей перед стартом продаж нового продукта на европейском рынке должны в обязательном порядке получить сертификат ACEA.

Маркировка моторных масел дает представление не только о том, в каком типе двигателя оно может применяться; расшифровка показывает, экономит ли смазка расход топлива или нет.

На емкостях двигательной жидкости можно найти обозначения с буквами А, В, С или Е:

Моторное масло в двигателе

  • Буква «А» означает, что применение масла рассчитано на бензиновый двигатель.
  • Буква «В» говорит о том, что заливается жидкость в дизельные моторы легковых автомобилей.
  • Буква «С» указывает на использование масла в двигателях (бензиновых и дизельных), с установленным катализатором.
  • Буква «Е» означает, что ГСМ применим для грузовых авто, оснащенных дизельной силовой установкой.

Помимо буквы в маркировке ACEA присутствуют также и цифры.

Выделяют десять основных классов моторных продуктов по классификации ACEA:

  • А1/В1 — данная группа используется в тех моторах, которые допускают использование масловязкой защитной пленки при высокой температуре и высокой скорости сдвига.
  • А3/В3 — основными свойствами данного класса являются большой межзаменный интервал, высокая устойчивость к деструкции и мгновенная адаптация к температурным перепадам. Такие преимущества позволяют использовать масла второй группы в моторах, подвергающихся регулярным перегрузкам.
  • А3/В4 — третья группа также обладает высокими техническими характеристиками, с той лишь разницей, что используются такие масла в высокофорсированных бензиновых установках и дизельных агрегатах с непосредственным впрыском топливной смеси.
  • А5/В5 — отличительная особенность ГСМ четвертого класса — значительная экономия топлива.
  • С1 — масла, обладающие высокой степенью экологичности. В их составе содержится низкое содержание серы и фосфора, что существенно снижает токсичность выхлопных газов.

Моторное масло

  • С2 — моторные масла группы заливаются в моторы, оборудованные сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами. Благодаря уникальности масляного состава, ресурс данных деталей, при использовании жидкостей с маркировкой С2, существенно увеличивается. Также происходит значительная экономия топливного расхода.
  • С3 — группа масел, предназначенная для современных силовых агрегатов, отвечающих последним нормам экологической безопасности.
  • С4 — класс ГСМ, разработанный в 2004 году. Согласно требованиям ACEA, заливается масло с классификатором С4 в движки Euro-4. Из положительных сторон стоит отметить низкое содержание вредных примесей и способность повышать ресурс трехкомпонентного катализатора автомобиля.
  • Е6 — моторные масла девятого класса обладают не только высокой стойкостью к механической деструкции, но и «имеют отличный иммунитет» перед старением. Заливать такую жидкость нужно в дизельные моторы грузовых автомобилей, эксплуатирующихся в условиях больших перегрузок.  Несмотря на постоянные температурные перепады, ГСМ отлично сохраняет свои потребительские свойства и эффективно защищает мотор от износа.
  • Е7 — класс, применимый в моторах дизельных «грузовиков», отвечающих требованиям Euro-1, 2, 3 и 4.

На что влияет неправильный выбор моторного масла

Неправильно подобранное машинное масло в ряде случаев рискует вылиться в крупные неприятности для мотора.

Поддельное или некачественное моторное масло может привести в худшем случае к заклиниванию двигателя, а в лучшем — к заметному увеличению расхода масла и его черноте при минимальном пробеге, к образованию отложений в двигателе и снижении планового пробега двигателя.

Если залить в двигатель масло с вязкостью ниже, чем рекомендовано производителем, то это может привести к повышенному расходу машинного масла, в связи с тем, что оно будет оставаться на стенках и увеличится угар. Если вязкость масла выше рекомендуемой производителем, то увеличится износ маслосъемных колец из-за образования более толстой пленки на рабочих поверхностях.

Грамотный подбор и покупка качественного моторного масла позволят мотору выходить не меньше заложенного производителями ресурса.

Классификация моторного масла по API

Система API была разработана Американским Институтом Нефтепродуктов, чтобы классифицировать моторные масла, предназначенные для автомобилей определенного возраста и типа двигателя.

В соответствии с классификацией API масла разделены на 3 эксплуатационные категории:

  • S (Service) – бензиновые двигатели;
  • C (Commercial) – дизельные двигатели;
  • EC (Energy Conserving) — энергосберегающие масла.

Каждая из категорий содержит группы масел, соответствующие определенным качественным показателям и году выпуска автомобиля. При этом каждой группе масла присваивается дополнительная латинская буква, помимо основной, по алфавиту. И чем она дальше от начала алфавита, тем лучше свойства масла.

  • SM – масла для бензиновых двигателей 2004 года выпуска и старше;
  • SL – масла для бензиновых двигателей 2001 года выпуска и старше;
  • SJ – масла для всех существующих бензиновых двигателей, выпущенных в 1996 году и позднее (заменяют масла предыдущих категорий, обладают максимальным уровнем эксплуатационных свойств);
  • SH – масла для бензиновых двигателей 1993 года и старше (условно действующая группа, дополнение к категориям API C (API CG-4/SH).

Категории API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG сегодня признаны недействительными, потому что являются устаревшими, однако в некоторых странах масла данных групп все же выпускаются.

Рекомендации и советы

Когда выбираете моторное масло, то следует на рекомендации ориентироваться, которые изложены в инструкции по эксплуатации

Лучше всего принимать также во внимание следующее: — ассортимент марок масел, которые допущены к применению, периодически изменяется, новые марки получают допуск, некоторые его теряют; дело в том, что температурный диапазон применения, который указан на упаковке масла, лишь носит рекомендательный характер;- необходимо производить замену масла при тяжелых условиях эксплуатации в 1,5—2 раза чаще, то же рекомендуется делать для машин со значительным пробегом, так как в изношенных двигателях условия его работы более жесткие, и в частности из-за воздействия окисляющего действия сгоревших газов, которые попадают в масляный катер;- не следует оценивать масла по цвету, так как из-за воздействия большинства вводимых в него присадок его цвет делается более темным;- если происходит быстрое почернение масла — через 1—2 тыс. км побега, то это не обязательно указывает на потерю его эксплуатационных характеристик; — следует доливать тот же сорт масла, который уже заливали в мотор, ибо в маслах разных производителей содержатся различные пакеты присадок и в результате их смешивания их свойства могут ухудшится; — смешивать «минералку» и «синтетику» нежелательно, а также в полусинтетическое масло доливать минеральное из-за разной растворимости присадок в синтетической и минеральной основах; — хотя, благодаря добавлению в моторку различных препаратов поможет улучшить одни его характеристики, но в то же время и может резко повлиять на другие – ухудшая их.- если Вам неизвестно, что применялся прежним владельцем автомобиля, то лучше стоит промыть перед заменой узел смазки;. Ещё некоторые важные советы и рекомендации:* Измеряется вязкость масла при помощи специального аппарата — вискозиметра.* Масло класса «восемь» может быть применён как летом, так и зимой.* При эксплуатации машин в городских условиях, а также бездорожья, где движение осуществляется, как правило, на низших передачах, мотор на километр пробега совершает большее количество оборотов, чем при движении по трассе, и в итоге старение масла ускоряется

Популярные статьи  Лучшие автомобили до 100 тысяч рублей в 2022 году

* Этот эффект, скорее всего, связан с тем, что качественной «моторкой» смывается различные отложения в моторе и в себе накапливает продукты недосгорания топлива. * Когда есть выпадение присадок в нерастворимый осадок, то это свидетельствует о действии смешивания. И в связи с этим, такой долив допускается лишь в крайних случаях, к примеру, чтобы доехать до гаража или автосервиса, где «гибрид», который находится в моторе, необходимо сразу же заменить на необходимую марку, подходящее масло. * Иначе, в противном случае свежее масло высокого качества, скорее всего, смоет большое количество отложений, что приводит к быстрому засорению фильтра системы смазки.* Качественное масло в своём составе имеет точно сбалансированный пакет присадок, и если добавить в него какого-либо иной препарат, это, скорее всего, нарушает данный баланс

Ещё некоторые важные советы и рекомендации:* Измеряется вязкость масла при помощи специального аппарата — вискозиметра.* Масло класса «восемь» может быть применён как летом, так и зимой.* При эксплуатации машин в городских условиях, а также бездорожья, где движение осуществляется, как правило, на низших передачах, мотор на километр пробега совершает большее количество оборотов, чем при движении по трассе, и в итоге старение масла ускоряется. * Этот эффект, скорее всего, связан с тем, что качественной «моторкой» смывается различные отложения в моторе и в себе накапливает продукты недосгорания топлива. * Когда есть выпадение присадок в нерастворимый осадок, то это свидетельствует о действии смешивания. И в связи с этим, такой долив допускается лишь в крайних случаях, к примеру, чтобы доехать до гаража или автосервиса, где «гибрид», который находится в моторе, необходимо сразу же заменить на необходимую марку, подходящее масло. * Иначе, в противном случае свежее масло высокого качества, скорее всего, смоет большое количество отложений, что приводит к быстрому засорению фильтра системы смазки.* Качественное масло в своём составе имеет точно сбалансированный пакет присадок, и если добавить в него какого-либо иной препарат, это, скорее всего, нарушает данный баланс.

Вперёд >

Сезонность моторных масел

Для качественной работы транспортного средства принято разделение ГСМ на типы моторного масла по сезонам. К ним относят вещества, сделанные на основе синтетики (результат искусственного производства), природных продуктов (минералы) или их сочетания (полусинтетика). Не забывайте о том, что у каждого моторного масла есть свой срок годности.

Синтетические вещества занимают высшую ступень среди остальных разновидностей автомасел. Они устойчивы к высокой температуре, а также подходят для эксплуатации транспорта при низких атмосферных показателях. Изготавливаются они на основе углеводородного сырья с его глубокой обработкой. Хорошая вязкость способствует легкости запуска двигателя и увеличению его ресурса. Продается по высокой цене.

Минеральное масло сделано на основе прогонки и тщательной очистки нефти. ГСМ характеризуется достаточными смазывающими свойствами, хорошей растворимостью присадок, облегчающем трение внутреннего механизма при любых температурных режимах. Данный вид рекомендуется подбирать для своей машины по вязкости, так как оно может густеть на морозе или окисляться, а при закипании в горячем температурном режиме – оставлять осадок (шлаки) на двигателе. Цена продукта доступная.

Полусинтетическое масло изготавливают на минеральной основе с добавлением синтетических добавок. Такой смешанный состав имеет хорошие смазывающие свойства, при сохранении невысокой цены. Специалисты рекомендуют применять синтетику для моторов с большим пробегом.

Независимо от того, какая основа моторная масла, обращают внимание на 2 основных параметра, указывающих на его классификацию – тип двигателя и вязкость (густота) при высоких и низких температурах. Больше всего на автомобильном рынке востребованы универсальные составы, которые можно использовать при высоких летних температурах, а также зимой (например, с маркировкой 10W-40)

Зимние

Данная категория предназначена для эксплуатации машин в минусовых температурах. Здесь большое значение имеет вязкость масла. ГСМ для зимы по SAE: 0, 5, 10, 15, 20, обозначенные W. Благодаря наличию в маркировке буквы W, можно сразу определить, что промышленный продукт подходит для применения в условиях низких температур. Зимнее масло не рекомендуется для заливки моторов в жаркую погоду (не будет нужного давления). Оно считается сезонным.

Летние

Отличаются большой вязкостью и хорошо смазывают конструкционные элементы двигателя и других деталей. Его нельзя использовать при температурах ниже 0, так как становится густым, и запустить мотор будет крайне сложным. Расшифровка моторного масла, предназначенного для лета: 20-60 единиц, с дискретностью 10. Основные применяемые виды маркировки по SAE: от 20 до 60. Чем выше показатель – тем масло гуще.

Всесезонные универсальные

Сюда относятся универсальные масла, которые подходят для заливки двигателя и летом, и зимой. Главное достоинство промышленного продукта – возможность работы при различных температурах, что особенно ценно в регионах с нестабильными климатическими условиями. Всесезонными (синтетическими) считаются такие марки по SAE: 0W-30 и 40, 5W-30 и 40, 10W-30 и 40, 15W-40, SAE 20W-40.

Расшифровка масла 5W40 следующая: цифра №1 указывает на класс вязкости и допустимое минимальное значение низкой температуры, при которой запустится двигатель (в данном случае это по SAE –25℃), а верхний порог +40℃. Сделанные на основе синтетики, универсальные масла наиболее востребованы среди автолюбителей, даже несмотря на их стоимость.

Как разобраться в ГОСТ

Многие автолюбители предпочитают дополнительно при покупке ориентироваться на ГОСТ, что является хорошей привычкой. Здесь все изделия условно разделяются на группы по кинематической вязкости и эксплуатационным свойствам. Масла по вязкости делятся аналогично SAE на летние (числа от 6 до 24), зимние (от 3 до 6) и всесезонные (комбинируют два числа).

Область применения продукта регламентируют буквы от «А» до «Е». Также существует индекс, который указывает на тип мотора. Индекс «1» означает, что масло используется в транспортных средствах с бензиновым мотором, «2» — с дизельным. Если индекс отсутствует, значит, продукция считается универсальной.

Что такое вязкость моторного масла

Вязкость масла — это степень сопротивления жидкостных слоев при изменении их температуры. Индекс вязкости зависит от изменения степени исходного вещества в момент повышения температуры. Густота масла определяется по цифрам, указанным в индексе, которые помогают выбрать подходящий вариант.

Классификация моторных масел по ACEAМаркировка моторного масла по SAE

Вязкость моторных масел указывается по классификации SAE:

  1. Зимние масла SAE 0w, 5w, 10w, 15w, 20w. Цифра в аббревиатуре указывает на морозостойкость. Буква — на тип.
  2. Летние. Обозначаются цифрой 30, 40, 50.
  3. Всесезонные. Используются для любых температурных режимов работы.

Стандарты моторного масла по ISLAC

Стандарт ILSAC появился сравнительно недавно благодаря совместной работе ассоциаций производителей автомобилей США и Японии (AAMA и JAMA соответственно). Классификация преследует цель ужесточения требований, предъявляемых к изготовителям смазывающих жидкостей.

Фактически ILSAC является частным случаем стандарта API, который выделен в отдельную самостоятельную категорию. Существует несколько градаций ILSAC, соответствующих классификации API.

Характеристики стандарта.

Стандарт ILSAC Год принятия Соответствие API Примечание
GF-1 1996 API SH Устарел, не используется
GF-2 1997 API SJ Устарел, практически не применяется
GF-3 2001 API SL Повышение требований по долговечности работы нейтрализаторов, улучшение характеристик при нагрузках
GF-4 2004 API SМ Улучшение топливной экономичности
GF-5 2010 API SN Повышение межсервисного интервала, возможность применения в двигателях, использующих биотопливо

Обозначение стандарта ILSAC наносится на этикетке, наклеенной на канистре с моторным маслом совместно с требованиями API и SAE.

Основные свойства масла, на которые распространяются требования ILSAC:

  • вязкость, стандарт требует снижения значения, что позволяет применять масло в высокофорсированных двигателях;
  • устойчивость масляной пленки при высоком давлении (в сочетании с низкой вязкостью);
  • снижение затрат энергии на трение, что положительно сказывается на расходе топлива;
  • сокращение содержания фосфора, для увеличения срока службы каталитических нейтрализаторов;
  • повышенная текучесть при низкой температуре, которая обеспечивает улучшенную фильтрацию;
  • снижение расхода масла на угар (на исправных двигателях) и испарение;
  • стойкость к вспениванию при работе двигателя.

Классификация моторных масел по ACEAПример маркировки стандарта ILSAC на канистре

Маркировка моторных масел по SAE

Буквенно-цифровые значения на пластиковой упаковке (канистре), предназначенной для промышленного продукта – это и есть маркировка моторного масла. Такая отметка раскрывает характеристики, класс, качественный состав ГСМ и его вяжущую способность. Моторное масло по маркировке включает сведения о промышленном бренде (производителе), присвоенной марке, смазке (вид), классификации, принятые в мире: SAE, API, ACEA, ГОСТ, ILSAC и дополнительные сведения (коды, номер партии, дату выпуска).

В производстве и эксплуатации ГСМ для ТС большое значение имеет вязкость. Густота состава помогает беспроблемно запустить мотор и другие внутренние элементы. Для качественных характеристик вязкости была разработана международная классификация масел SAE, которая условно разделила их на 11 типов:

  • 6 – зимние – 0W-25W (Winter);
  • 5 – летние – 20-60.

SAE – расшифровка вязкости при различных температурах (максимум, минимум X-Y), поэтому описание продукта на упаковке обозначается, как XW-Y. К примеру, низкотемпературная расшифровка маркировки 5W40 обозначает, что ГСМ можно использовать при -25℃, а высокотемпературная – до +40, оно идеально подходит для W (зимы). Характеристика моторного масла 5W30 указывает на возможность применения вещества при низкой температуре -30-25℃, и высокой – + 25℃.

Другими словами, моторный продукт по SAE предоставляет полноценные сведения о вязкости, что особенно ценно при эксплуатации ТС в условиях низких температур:

  • 0W – -35-30℃
  • 5W – -25-20℃
  • 10W – -25-20℃
  • 15W – -15-20℃
  • 20W – -15-10℃

Классификация SAE также полностью учитывает сезон применения масла, потому что состав ГСМ зимой всегда будет намного гуще, чем летом. Здесь высокотемпературная расшифровка масла по вязкости выглядит так:

  • 30 (+20-25℃)
  • 40 (+35-40℃)
  • 50 (45-50℃)
  • 60 (до +50℃)

Чем меньше цифровой показатель, тем вязкостные свойства ниже, если он больше – значит густота выше. В качестве примера можно привести расшифровку моторного масла10W-30: его можно применять при -20-25℃ до +20-25℃.

Популярные статьи  Что собой представляет коробка отбора мощности и зачем она нужна

Расшифровка классификации SAE

Классификация моторных масел по ACEAВязкость масел делят на кинематическую (текучесть за указанный временной период) и динамическую (изменение вязкости под действием температуры и скорости трения). На этикетке масла указывается, когда оно должно использоваться зимой, летом или в любое время года.

  1. Летние смазки более вязкие, что необходимо для обеспечения наилучшего трения деталей. Но при минусовой температуре, жидкость слишком густая, из-за чего стартер не может прокрутить весь механизм и машина не заводится. Моторные масла для эксплуатации летом обозначаются цифрами 20, 30, 40, 50, 60. Чем выше цифровой показатель, тем более вязкое масло при повышении градуса.
  2. Зимнее масло при плюсовой погоде не может оставлять смазывающую пленку и поддерживать нужное давление в масляной системе, потому что становится очень жидким. Обозначается символом W и числом 0, 5, 10, 15, 20, 25. Чтобы узнать самый низкий градус, при котором возможна эксплуатация, отнимите от указанного числа 40. Значение имеет и показатель самой низкой температуры, позволяющий стартеру завести мотор. Для этого надо вычесть 35 от указанного числа на маркировке. К примеру, 15W обозначает, что при температуре -25ºС еще осуществляется протекание масла по системе, но при -20º С и ниже двигатель не заведется.
  3. Всесезонное масло пользуется большим спросом. Маркировка включает два числа с W посередине. Первое число показывает наименьший градус, позволяющий завестись двигателю, второе — вязкость при максимально возможном нагреве. К примеру, надпись 5W40 говорит, что агрегат заведется при -35ºС, W —можно применять в любой сезон, наивысшая густота при +100-150ºС — 40 единиц.

Классификация моторных масел по API

Многие производители автомобилей задают требования к используемым маслам, используя совместно классификацию по SAE и API.

Американский институт нефти, или API — American Petroleum Institute, — ключевой игрок в мировой классификации смазочных материалов. Моторных масел это тоже касается. Стандартный индекс API может быть двухбуквенным или дробным четырехбуквенным.

Первая буква указывает тип двигателя:

  • S — бензиновый;
  • С и F — дизельные.

Вторая буква либо буква с цифрой указывает на уровень характеристик масла: чем она «дальше» по алфавиту, тем выше класс продукта.

Двойной индекс, например API SM/CF, говорит о том, что масло может использоваться как в бензиновых, так и в дизельных двигателях.

Актуальная категория для современных автомобилей с бензиновыми двигателями — API SP, представленная в мае 2020 года. Масла этого класса защищают двигатель от от преждевременного неконтролируемого воспламенения топливовоздушной смеси — Low Speed Pre Ignition, или LSPI, снижают износ и растяжение цепей газораспределительного механизма, обеспечивают защиту от образования высокотемпературных отложений на разных деталях двигателей, включая поршни и внутренние поверхности турбокомпрессора. Масла категории SP полностью заменяют продукты предыдущих категорий SN, SM, SL и SJ.

Категории для дизельных двигателей не обновляли с 2017 года: производители планируют отказаться от дизелей и открыто пишут об этом. Актуальная категория API CK-4 подразумевает масла, которые соответствуют всем строгим требованиям дизельных моторов, что выпускают с 2017 года. У них есть системы снижения токсичности выхлопных газов с использованием впрыска полимочевины, продвинутые катализаторы, сажевые фильтры и фильтры твердых частиц.

Современные масла меньше склонны к окислению, защищают катализатор от «отравления» каталитическими газами, а сажевый фильтр — от закупоривания. Они снижают износ двигателя и образование отложений на поршнях, а также дольше сохраняют свои низкотемпературные и высокотемпературные свойства и противостоят повышению вязкости в связи с образованием нагара. Звучит как реклама, но это действительно работает.

Масла класса CK-4 превосходят по эксплуатационным свойствам и полностью заменяют масла предыдущих категорий CJ-4, CI-4 с CI-4 PLUS, CI-4 и CH-4.

Современные масла категорий SP и CK-4 рассчитаны на увеличенные интервалы замены при использовании в рассчитанных на это современных двигателях. Но есть нюанс: применение таких масел, особенно в сочетании с более редкой заменой, требует использования только высококачественного топлива с пониженным содержанием серы. Одна заправка некачественным бензином или дизтопливом способна напрочь «убить» современное масло, лишив его защитных свойств.

Выбираем моторное масло по составу

Удачно подобранное моторное масло способно надолго продлить срок работы двигателя, а неподходящий состав, наоборот, сократит период его службы. Сегодня производится три основных группы масел.

Синтетическое (Fully Synthetic)

Водители называют масло «синтетикой», так как изготовители получают его с помощью синтеза химических компонентов. Это сложный процесс, при котором изначально в основу будущего масла закладывается ряд необходимых параметров и количество присадок.

Такие смазывающие материалы обладают качествами:

  • надежно защищают мотор;
  • обладают отличными очищающими свойствами;
  • не густеют на сильном морозе;
  • способны выдержать максимально возможный нагрев агрегата во время работы.

Испаряется такое масло очень медленно, поэтому менять его придется реже. Но один недостаток у «синтетики» все же имеется – это высокая стоимость.

Полусинтетическое (Semi Synthetic)

Недорогой альтернативный вариант для экономных автовладельцев. По составу представляет собой нечто среднее между «синтетикой» и «минералкой». Основа у смазки минеральная, но для улучшения ее характеристик производители добавляют большое количество присадок. При этом масло становится наполовину синтетическим. В итоге получается жидкость с содержанием натуральных компонентов и улучшенными качествами за счет наличия в ней химических добавок.

Минеральное (Mineral)

Масло получают в ходе переработки нефтепродуктов. По своим характеристикам не уступает синтетическим аналогам, однако натуральным компонентам сложнее противостоять влиянию природной среды — низким температурам, а также перегреву двигателя и окислению. При закипании жидкости образуются шлаки, которые откладываются в моторе. Проводить замену придется часто, чтобы сохранить работоспособность компонентов.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий